Главная  /  Пресс-центр  /  Новости  /  Раз - словечко, два - словечко…

Новости

Раз - словечко, два - словечко…
01 декабря 2015
Как понять, нужно ли обращаться с ребенком к логопеду? В три года ребенок говорит 200 слов – это много или мало? Чем сможет помочь специалист? На эти и другие вопросы ответит логопед-дефектолог ДГКБ №11 Ольга Лящева.

Речь очень важна. В процессе речевого развития формируются высшие психические функции, подготавливающие ребенка ко взрослой жизни. А если говорить простым языком, то от качества речи зависит умственное развитие малыша. Это взаимосвязанные процессы. Поэтому за первыми звуками, за первыми словами ребенка необходимо следить с самого раннего возраста, а не дожидаться похода в первый класс, и только тогда серьезно обращать внимание на развитие речи.

«Мой самый маленький пациент – 9-ти месячный малыш, – рассказывает логопед ДГКБ №11 Ольга Лящева. – Его мама захотела пройти профилактический осмотр и получить рекомендации для дальнейших занятий с ребенком. И это очень похвально, потому что основная задача мамы именно до годика заметить нарушения в состоянии здоровья малыша, если таковые имеются! Важно вовремя выявить все расстройства, связанные с неврологией и обратиться к узким специалистам - неврологам, логопедам, психологам, если в этом есть необходимость. Первый год жизни является компенсаторным (восстановительным) периодом в жизни малыша».

Ольга Леонидовна из своего, почти десятилетнего стажа, работает в Центре здоровой семьи ДГКБ №11 уже три года. Её занятия посещают дети разных возрастов, включая школьников. С одними она формирует правильное звукопроизношение, с другими корректирует письменную речь (дисграфия) и навык чтения (дислексия). Успехи не заставляют себя ждать!

Новорожденный собеседник
«Бывают родители, которые ожидают мгновенного результата, – делится Ольга Леонидовна. – Допустим, привели малыша 3,5 лет, который говорит всего несколько слов. У таких деток очень часто встречаются тяжелые нарушения речи, такие как общее недоразвитие речи, реже моторная алалия. Для таких «неговорящих» детей с тяжелыми речевыми нарушениями мы применяем самые современные методики. Как правило, работа ведется совместно со многими узкими специалистами, назначается медикаментозное и физиотерапевтическое лечение со стороны невролога, если это необходимо, рекомендуется также получить консультацию психолога. То есть требуется длительная и кропотливая работа, первый результат которой может появиться через месяц-другой! Родителям нужно набраться терпения и строго выполнять все рекомендации специалистов».

Участие родителей в процессе становления речи у ребёнка основополагающее, ведь развитая речь отнюдь не является природной способностью. Для того, чтобы сегодняшний малыш стал интересным собеседником в будущем, смог без труда находить друзей, потребуются совместные усилия всех: и родителей, и самого малыша, и специалистов, проводящих лечение и коррекцию речи. Есть множество советов и упражнений в Интернете, в других источниках. Но самый простой совет: больше общайтесь со своим ребенком с самого рождения! «Например, – советует Ольга Леонидовна, – разговаривайте с малышом, начиная с самого раннего возраста, так, чтобы он не только слышал, но и видел вас, вашу мимику. Это отнюдь не мелочи».

Ррррычите вовремя
Часто родителей тревожит то, что ребенок не выговаривает звук [Р] в раннем возрасте и они целенаправленно учат этому, не задумываясь, что физиология ребенка еще не достаточно готова для правильного произношения данного звука. «Ребенок, не имея достаточно гибкого языка, начинает пробовать рычать, - поясняет Ольга Леонидовна. - Он пробует, и не всегда у него получается удачно. Иногда у малыша получается сказать звук гортанно, и очень часто приобретается искаженное произношение [Р]. Это грасированное произношение в дальнейшем сложно исправить, так как привычка возникает очень быстро и искоренить ее удается не всегда».

Не забывайте, что другие звуковые группы тоже очень важны. Ставить акцент только на звуке [Р] неверно. Вообще моторика языка развивается постепенно: до 3,5 лет у малыша должны сформироваться все гласные звуки и звуки согласного ряда – [К], [Г], [Т], [Д], [В], [Ф], [Б], [П], назальные звуки [М], [Н], а так же ребенок полностью должен овладеть более сложной группой звуков, свистящими – [С], [З], [Ц]. К этому возрасту малыш должен иметь хороший словарный запас. Конечно, не нужно требовать от него невозможного. До 4,5 лет у ребенка должны сформироваться все шипящие звуки [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]. К 5 годам формируются последние, самые сложные звуки – саноры [Р], [Л].

Первое слово слышала уже десятки раз

Для каждого родителя памятен и радостен тот день, когда ребенок произносит первое слово. Пусть оно самое простое, но оно и самое дорогое, потому что является сигналом к тому, что начался очередной, важный этап в развитии малыша. Тем ярче эмоции родителей, чем дольше ребенок не может заговорить. «Естественно, мы, специалисты, радуемся вместе с мамами и папами, когда наши занятия с ребенком приносят результат и мы, наконец, слышим эти первые слова», – делится Ольга Леонидовна. Таких «первых слов» в ее практике было не мало, но каждый новый положительный результат приносит ей неподдельную радость от качественной и профессионально выполненной работы.

В каких случаях следует обратиться к логопеду?
Если:
- Ваш ребенок не выговаривает звуки, искажает их, заменяет одни звуки в слове на другие;
- Ребенок пропускает звуки, произносит их невнятно, будто «каша во рту», теряет окончания слов;
- Ребенок заикается;
- Ребенок имеет малый запас слов или не говорит вообще, имеет трудности в построении фраз, затрудняется рассказать о чем-то – это также повод обратиться на консультацию и дальнейшие коррекционные занятия;
- Ребенок испытывает трудности в овладении техникой письма и чтения, не понимает смысла прочитанного или читает не то, что написано. Искажает слова; если в письменных работах повторяет «странные» ошибки, не связанные со знанием орфографических правил (пропуски и замены букв, перевернутые буквы, слитное написание слов и т.д.) – это также повод для консультации и занятий по преодолению нарушений чтения и письма.

Как попасть на прием?
Для начала Вы можете записаться на бесплатную консультацию к специалисту по телефонам +7(343) 228-59-33, +7 (343) 245-35-29. Они проходят с понедельника по четверг, с 9 утра до 12 дня, а в среду с 10 утра до 14.00 дня. Бесплатная запись открыта для прикрепленных к ДГКБ №11 жителей Верх-Исетского района. Также можно записаться и на платный прием. Консультация специалиста поможет определить, правильно ли развивается речь ребенка, есть ли причины для беспокойства. Родители смогут получить подробную информацию для дальнейших самостоятельных занятий, специалист покажет, как заниматься с ребенком, «возьмет на контроль» его развитие.

Помимо этого для всех жителей Екатеринбурга по вторникам и четвергам специалисты ведут профилактические осмотры для ясельной и школьной комиссий, ПМПК. Стоимость осмотра на данный момент 300 рублей. С актуальными расценками можно ознакомиться на сайте ДГКБ №11.
Платные занятия ведутся в Центре здоровой семьи на ул. Опалихинской, 17 с понедельника по четверг с 13.00 до 19.00 и в пятницу с 8.00 до 12.30. Логопед-дефектолог Ольга Леонидовна Лящева. Запись на индивидуальные занятия по телефону: +7 (343) 245-35-29.
А также в Центре восстановительного лечения на ул. Викулова, 44, в будние дни с 13.00 до 17.00 кроме среды. Логопед-дефектолог Елена Дмитриевна Бурхатская. Запись на индивидуальные занятия по телефону: +7 (343) 242-59-44.
Все занятия индивидуальные, проводятся в игровой форме, с учетом персональных и возрастных особенностей ребенка. Продолжительность занятий – 20-30 минут.

Простые советы:
1. Разговаривайте со своим ребенком как можно больше. Читайте книги. Пойте с рождения колыбельные.
2. Развивайте речевое дыхание.
3. Расширяйте словарный запас ребенка. Чаще задавайте вопросы.
4. Ходите к логопеду на профилактические консультации с 2-х до 3-х лет.
5. Делайте артикуляционную и пальчиковую гимнастики. Делайте массаж языка с помощью зубной щеточки. За счет этого массажа улучшается кровообращение в артикуляционной зоне и улучшается произношение.


Справочно:
Логопед - это тот специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых пациентов. Он оказывает помощь в «постановке» должным образом звуков, в избавлении от неправильности в произношении, а также от заикания (логоневроза). Устранение речевых дефектов производится за счет определенного воздействия, производимого на органы речи. Этот специалист учит правильному дыханию и управлению собственной речью, им также даются разъяснения относительно формирования тех или иных вариантов звуков.